
В то время как многие подсчитывали
очередные убытки и продолжали сокращать расходы, руководство компании
LEGO, производителя детских игрушек, в очередной раз занималось
подготовкой рапорта для акционеров о своих успехах. По итогам первой
половины 2010 года прибыль компании выросла почти на 66% и достигла 1,1
млрд шведских крон ($187 млн). В свою очередь на 34% вырос и объем
продаж компании. Таким образом, по оценкам аналитиков LEGO, ее доля
на мировом рынке игрушек составляет 5%, при общем объеме около $80 млрд.
При этом стоит учесть, что в целом мировой рынок игрушек в 2009 году
стагнировал. Свои успехи в LEGO комментируют тем, что компания
за кризисный период успела увеличить свое присутствие на многих
европейских рынках, а в 2010-м выйдет с настольными играми на рынки
Северной Америки и остальной части Европы. На Украину LEGO также
делает большую ставку. Это доказывает тот факт, что в августе полноценно
заработало представительство компании в нашей стране. По словам Джона
Унгерманда, управляющего директора LEGO Group в Украине и старшего
директора LEGO Group в быстроразвивающихся европейских странах, решение
выхода на украинский рынок было принято в связи с тем, что руководство
видит в нем значительный долгосрочный потенциал. «Согласно нашим планам,
в течение следующих пяти лет доля рынка LEGO в Украине в организованной
рознице составит 15%. Мы уже на полпути к достижению этого показателя.
По нашим прогнозам, в 2015 году объем продаж LEGO в Украине составит
около 250-300 млн гривен», — поделился г-н Унгерманд. Компания «папы Карло» Когда
в 1932 году датчанин Ол Кирк Кристиансен принимал решение заняться
производством лестниц и досок для глажки, он даже не подозревал, что
именно деревянные игрушки, идея производства которых созрела у его сына,
принесут его семье состояние и мировое признание. 12-летний паренек
нашел применение остающимся от производства основной продукции брусочкам
и чурбакам — он раскрашивал кубики красками и обменивал у своих
приятелей на различные вещи. Ол Кирк взял идею на вооружение. Оживления
торговли долго ждать не пришлось. Новая игрушка пришлась по вкусу детям,
а так как кубики, в отличие от досок и лестниц, имели свойство
теряться, их покупали гораздо чаще. В 1934 году успешный бизнес
плотника обрел название LEGO, что в переводе с датского означает
«увлекательная игра», а с латыни – «складывать в кучу». В то время
в компании трудилось семь работников. Спустя два года прайс-лист
компании включал в себя 42 модели конструкторов. Самой дорогой из них
был грузовой фургон, цена которого составляла 36 датских крон. Начиная
с 1947 года, компания начала выпускать первые игрушки, сделанные
из пластика, а прототип современных «кубиков» появился на свет в 1949-м
под названием Automatic Binding Bricks. Уже на то время LEGO производит
около 200 видов различных пластиковых и деревянных игрушек, включая те
самые автоматически крепящиеся кирпичики, которые стали
предшественниками современных кирпичиков LEGO. Новая фабрика стоимостью
350 тыс. датских крон занимает площадь в 2,3 тыс. кв. м, а ее штат
достигает 50 рабочих. Игрушки, которые сегодня ассоциируются
с именем LEGO, появились в 1954-1958 годах и в конце 50-х стали одним
из самых популярных детских развлечений в Европе. Тогда же наборы игр
обрели определенные формы (дома, замки, поезда, машины) и персонажи
(короли, пираты, принцессы, рыцари). Около 250-300 млн грн составит объем продаж LEGO в Украине в 2015 году, согласно прогнозам компании В
конце 50-х Оле Кирк Кристиансен покидает компанию. Его последователем
становится сын Готфрид, которому LEGO обязана идеей кубиков. В это время
в компании работает 140 человек, а ее представительства открыты
в Германии и Швейцарии. В последующие годы основатели LEGO
сконцентрированы на расширении своего бизнеса и продуктовой линейки
по всему миру. Со временем менялся и дизайн наборов. В материал стали
вводить оптическую фибру, благодаря чему модели светились в темноте.
Чуть позже было принято решение ввести в состав пластмассы сульфат
бария, чтобы сделать их более безопасными для детей. Таким образом,
игрушки LEGO стали видимыми в рентгеновских лучах — на случай, если
кубик будет проглочен ребенком. С широким распространением
компьютерных технологий LEGO пришлось кардинально изменить свою
стратегию. Компания заключила союз с новыми технологиями для того, чтобы
те помогли кубикам «поумнеть». Таким образом, из кирпичиков LEGO уже
можно было собирать мини-роботов MINDSTORMS, которые управлялись
на расстоянии. А позже были выпущены три компьютерные игры LEGO. Кроме
того, началось строительство парков LEGOLAND. Первый, площадь которого
составляла 120 тыс. кв. м, появился в датском городе Биллунди. Следующий
открылся в Калифорнии. В отличие от Диснейленда, эти парки рассчитаны
скорее не на развлечение, а на обучение детей. За время
существования компании, ее дизайнеры создали столько тематических
коллекций, что кубики LEGO стали мечтой многих детей. Секрет LEGO
заключается в том, что из мелких пластиковых деталей можно собрать все —
от орбитальной станции до острова сокровищ. Палки в кубики Между
тем время от времени LEGO сталкивается с неприятностями, связанными
с получением эксклюзивных прав на пластмассовые мини-блоки
для конструкторов. К примеру, на прошлой неделе суд Евросоюза в который
раз подтвердил отсутствие у датской компании LEGO таких прав. История
судебных тяжб вокруг знаменитой игрушки тянется с 1996 года, когда LEGO
направила в Офис по гармонизации внутреннего рынка ЕС запрос
на регистрацию торговой марки своего «кирпичика» — самого узнаваемого
элемента конструктора — в качестве единой европейской, а конкурент
LEGO — канадская компания Mega Blocks — помешала ей в этом, добившись
в 2004 году отказа на запрос. Однако отсутствие эксклюзивных прав
не мешает компании увеличивать объемы продаж и прибыль, а также
расширять свое присутствие в странах, где LEGO пока не имеет официальных
представителей. На данный момент в украинском офисе LEGO работают 10
человек. Но в планах руководства компании — расширить свое присутствие
и за пределы столицы. «Несмотря на то что офис компании находится
в Киеве, мы будем не менее активны и в регионах. Другими словами,
в качестве целевого рынка рассматривается вся Украина. Мы будем
инвестировать в маркетинг — за прошедший год маркетинговый бюджет был
увеличен в два раза, и будет существенно расти и далее», — заключил Джон
Унгерманд. Интересные факты о LEGO Построенная из LEGO 545-метровая железная дорога с тремя локомотивами занесена в Книгу рекордов Гиннесса. Два восьмиконтактных кубика можно объединить 24 различными способами, три кубика — 1060 способами и т.д. Ежегодное производство кирпичиков LEGO достигает 20 млрд. в год, т.е. каждую секунду производится около 600 кирпичиков. Открытая в созвездии Малой Медведицы звезда была названа LEGO. С 1932 года в целом было произведено 485 млрд. элементов LEGO. Всего насчитывается 3900 элементов и 58 цветов LEGO. В среднем на человека приходится 70 кубиков LEGO. Если сложить все элементы LEGO, что продаются на протяжении года, один к одному, эта цепочка 10 раз обогнет планету Земля. Если построить колонну с 40 млрд. кубиков LEGO, она достигнет Луны. Ежегодное производство элементов LEGO составляет 23 млрд. элементов, или 40 тысяч элементов в минуту. Журнал Fortune назвал кубик LEGO «игрушкой века».
|